о проекте Из истории Раменок Прогулки по Раменкам Интересные сведения Авторы, источники, контакты
 
 
     
   
   
   
   
   
   
   
     
 
 

Подземный город Раменки

Наверняка каждый москвич слышал о том, что под микрорайоном Раменки, то есть на месте бывшей деревни Раменки,  располагается крупный подземный город, вместительностью до 12-15 тысяч человек. Со своей автономной системой электропитания, подачей воздуха, канализацией, запасами продовольствия. При КПСС этим суперсекретным комплексом управляло 15-е ГУ КГБ, а в наше время все полномочия перешли к ГУ СП Президента России.

Город расположен от МГУ до улицы Удальцова, то есть в тех местах, которые в течение длительного времени оставались незастроенными.

Нужно сказать, что наличие такого города под землей долгое время оставалось тайной. Однако, в начале 90-х годов, эта тема стала активно обсуждаться в средствах массовой информации.

Из различных источников можно узнать следующее. В середине 60-х годов на месте нынешнего проспекта Вернадского (в районе  бывшей гостиницы «Салют») были глубокие овраги, каскад прудов и речка Раменка. В 1968–1970 годах все это аккуратно засыпали большим количеством грунта, взятым, вероятно, со строительства подземного города в Раменках.

Москва, Раменки

Может быть, подземный город находится здесь, под этими гаражами?

 

Вход в этот город замаскирован под маленький непримечательный одноэтажный домик, с расположенным внутри лифтом. Это нечто похожее на бетонный заводик  с подъемником с колесом наверху. Он находился южнее МГУ, примерно за нынешним зданием библиотеки МГУ (см. карту). Если смотреть с проспекта Вернадского, то это место находится за тремя высотками НИБО «Наука». Там раньше были пустыри, холмы и... несколько "фонтанов" систем охлаждения (точь-в-точь как на хладокомбинатах или около искусственных катков).  К этому домику подъезжали автобусы с людьми - их сюда привозили и увозили. Но количество народу было гораздо больше вместимости самого домика. То есть все эти люди работали под землей. Все продолжалось до 1979 года.

Подземный город строили и оснащали всем необходимым на случай войны. По «правительственной» ветке Метро-2 в него могли эвакуировать даже читателей Ленинской библиотеки. Сам комплекс МГУ соединен с подземным городом тоннелем, через который лучшие умы страны должны были перебираться в убежище в случае ядерной атаки.

Тайны Метро-2

Существует множество слухов и домыслов о существовании под Москвой секретных линий метро. Эта тема широко обсуждалась в прессе в начале 90-х годов. Было высказано множество версий, порой самых фантастичных и невероятных.

Говоря об этом, нужно вспомнить историю: в какое время строилось московское метро. Началось строительство в начале 30-х годов, ( первая линия – Сокольническая – была пущена в 1935 году), т.е. незадолго до войны и продолжалось во время войны.  Неудивительно, что с начала строительства, станции и тоннели несли не только транспортную, но и военнo-оборонительную функцию.

В Кунцеве во время войны был построен подземный бункер для Ставки Верховного Главнокомандующего. Информацию об этом бункере можно прочитать в журнале "Профиль" N9 (81) от 9 марта 1998 года.

Похожий бункер был построен вблизи станции "Измайловский Парк". Возможно, существует переход от станции к бункеру. Средний путь на станции, кроме запланированного большего пассажиропотока нес функцию спецпути Сталина во время торжественных мероприятий.

На сайте «Московское Метро» Артемия Лебедева есть раздел о "Метро-2", который ведет Юрий Зайцев. Оттуда узнаем следующее.

Первая серьезная информация про эти метротоннели появилась в 1992 году в одном из номеров газеты «Аргументы и Факты». Одна из читательниц написала, что ее знакомая работала уборщицей в КГБ и ее возили на спецобъекты особыми линиями метро. «АиФ» дал ответ, что эта система описана в ежегодном издании Министерства Обороны США по Советским Вооруженным Силам за 1991 год. Еженедельник опубликовал упрощенную карту и список линий по состоянию на 91 год.

Метро-2
Отмечены шахты над подземным командным пунктом в Раменках (иллюстрация Military forces in transition, DOD, 1991 г.)

 

Hазвание "метро-2" система секретных тоннелей получила после публикации в журнале "Огонек", в 1992  поднявшего эту тему. Настоящее название системы - "Д6" .

На сайте «Московское метро» приводится схемы и карта «Метро-2».

См. http://www.metro.ru/map/secret_map.html

Нас на этой схеме интересует линия 1, которая  сдана в эксплуатацию в 1967 году (предположительно, что какая-то часть была пущена раньше). Длина  ее 27 км. Она связывает Кремль с аэропортом Внуково-2 и проходит через:

  • «Библиотеку им. Ленина»,  
  • резиденцию первого и последнего Президента СССР на Воробьевых Горах,
  • подземный город под Раменками (максимальная вместимость 12 000—15 000 жителей) с пешеходным тоннелем до главного здания МГУ (вход у КПП зоны Б),
  • Академию ФСБ и Институт криптографии, связи и информатики ФСБ России,
  • Академию генштаба.

Во время немецких налетов в 1941 году, авиабомба разрушила перекрытие тоннеля Филевской линии. Это послужило одной из причин строительства дублирующего участка глубокого заложения Арбатско-Покровской линии в 50-х годах. Вероятно, тогда же было начато строительство специальной линии глубокого заложения, связывающей комплекс в Раменках, бункеры под зданием Генштаба и Министерства Обороны.

Линия начинается в районе Кремля / Арбатской площади, тянется на юго-запад параллельно Сокольнической линии мимо комплекса зданий Генштаба на Фрунзенской набережной в Лужники.

Гермоворота, фото из архива Ю. ЗайцеваДальше линия проходит под дном Москвы-реки и связана с перегонным тоннелем Сокольнической линии через тоннель, видимый из поезда, следующего от "Спортивной" к "Университету", с левой стороны по ходу движения. Официально это оборотный тупик, но он продолжается дальше, спускается между основными тоннелями под реку и по дуге круто уходит в сторону. Тоннель упирается в стальные решетчатые ворота, обтянутые стеклотканью. За ними находятся гермоворота  Д28 с массивным бетонным блоком.

Отдельная глубокая линия из центра Москвы в Раменки понадобилась потому, что участки Сокольнической линии, от "Фрунзенской" до "Лубянки" - мелкого заложения и, так же как Лужнецкий Метромост, будут разрушены и не смогут использоваться в случае ядерного удара.

Спецлиния, похоже, строилась одновременно с продлением Сокольнической линии от "Парка Культуры" к "Университету". В первоначальном проекте вместо станции "Спортивная" было две станции "Усачевская" и "Лужниковская" у входа на стадион. Вместо моста предполагался тоннель под Москвой рекой:

Проект был спешно переработан, мост и тоннель строились одновременно. Мостовой переход для Сокольнической линии, скорее всего, был выбран не только по соображениям дешевизны и сроков строительства, но и из-за рельефа, ведь Воробьевы горы возвышаются над рекой почти на 100 метров и к станции "Университет" идет практически непрерывный подъем. Возможно, существует промежуточная станция на спецлинии в районе станции "Университет".

Основная строительная база первой линии — тот самый бетонный заводик южнее МГУ, речь о котором шла выше.. Именно там ввозились материалы и вывозилась земля.

После комплекса в Раменках, линия продолжается дальше на юго-запад, мимо комплекса Академии Генштаба. Об этом свидетельствует наличие интересного объекта на Востряковском шоссе, относящегося к ведению ГУСП. Территория огорожена забором с большими буквами "М" на воротах :-) и табличкой "Главное управление метрополитенов МПС СССР. Лаборатория испытаний и измерений Московского метрополитена".

Косвенным подтверждением существования системы Д6 стали несколько фраз бывшего Префекта ЦАО А.И. Музыкантского во время одного из интервью:

"...это транспортные подземные коммуникации, связывающие Кремль с командными пунктами, которые предназначены для обеспечения устойчивой работы высшего военного и политического руководства страны в период вооруженного, в том числе ядерного конфликта. Это гигантская система. Она строилась 40 лет. В нее вбухано огромное количество денег. До 1991 года само существование, само наличие этой системы было высшей государственной тайной..."

Бывший мэр Москвы Г. Х. Попов в интервью радио «Эхо Москвы» сообщил, что, по его сведениям, секретная линия метро вела к зданию ЦК КПСС и имела выход к правительственному аэропорту Внуково-2. Эта секретная линия была, по его мнению, использована при эвакуации сотрудников ЦК после поражения ГКЧП в августе 1991 года.

Таким образом, жители Раменок формально соединены и с Кремлем, и со сталинской дачей в Кунцеве, и с приемной Минобороны на Мясницкой, и даже с аэропортом Внуково.

 
     
Компьютерный клуб ЦВР "Раменки"

 

Компьютерный клуб ЦВР "Раменки", Москва, 2008-2013 г.г.

Рейтинг@Mail.ru