О проекте Из истории Раменок Гуляем по Раменкам Интересная информация Авторы, источники, контакты
 
 
     
   
   
   
   
   
     
 
 

Из истории. Село Троицкое-Голенищево

Не менее богатую историю в нынешнем районе Раменки имеет и когда-то находившееся в трёх верстах от Воробьёвых гор село Троицкое-Голенищево. Ныне только Троицкий храм - свидетель тех времён - напоминает о прошлом. Село Голенищево, впервые упоминаемое в 1406 году, было загородной летней резиденцией святого Киприана,  митрополита Московского и Киевского, одного из самых образованных наших иерархов. Он любил эти места, недальние от Москвы и в то же время спокойные, покрытые густыми, вековыми лесами. (Точное место киприановского загородного дворца неизвестного, но есть летописное упоминание о том, что он стоял у владения Раменки в Сетунь, то есть, примерно там, где ныне поставлена часовня при жилом комплексе "Золотые ключи", который находится у автобусной остановки "Каменная плотина" на Минской улице.)

Здесь он построил себе дворец и свою "опричную" церковь рядом, освящённую во имя Трёх Святителей. Здесь, в Голенищеве, Киприан посвящал епископов в их сан, здесь же писал житие своего предшественника митрополита Петра, переводил "Кормчую" и другие церковные книги с греческого языка. Неизвестный летописец писал по этому поводу: "Тут он любяще часто приходити и перебывати на деле книжного писания бе место тихо и безмятежно и покойно" . Именно в Троицком-Голенищеве митрополит задумал свою главную книгу - Троицкую летопись, которая начиналась с "Повести пламенных лет", и здесь же в 1407 году Киприан тихо скончался. В своём предсмертном письме Киприан сказал, что основное в жизни - оставить после себя духовное наследие в научение людям. По замечанию Забелина, "вот ещё когда была глубоко понятна (на берегу глухой Сетуни) истинная цена науки и литературы, истинная цена человеческой духовной деятельности".

Правда, почему село нарекли столь сложным именем Троицкое-Голенищево, и  когда оно стало митрополичьим владением, об этом история умалчивает. Документов, объясняя сей факт, не сохранилось. Однако учёные-историки давно заметили, что большинство подмосковских сёл и деревень назывались в основном по имени, прозвищам и фамилиям своих первых владельцев. Но если первая часть сложного имени объясняется просто - название исходит от названия церкви Трёх Святителей, или, проще говоря, святой Троицы, которую построил Киприан, и которая в обновлённом виде - каменном - тоже стала именоваться Троицкой, то появление в имени села слова "Голенищево" тоже можно найти объяснение.

Среди  знатных боярских и дворянских родов фамилия Голенищевых-Кутузовых общеизвестна. К одной из ветвей этого рода принадлежал и светлейший князь Смоленский М.И. Кутузов, генерал-фельдмаршал, творец победы в Отечественную войну 1812 года. Ну а родоначальника рода считается боярин Василий Ананьевич Голенище Кутузов, живший в XVII веке. И ещё не один подтверждающий факт. По соседству с селом Голенищевым когда-то находилась деревня Матвеевская. Некоторые историки в своё время связывали её происхождение с родом бояр Матвеевых, живших в XVII веке. Но после тщательного изучения родословных этот аргумент отпал сам собой. Разгадка названия деревни Матвеевской опять-таки привела к роду Голенищевых-Кутузовых. Согласно тем же родословцам, у В.А. Голенище был внук Матвей, от имени которого и пошло название села. Словом, ныне можно с уверенностью сказать, что во второй половине XIV века здешними землями владел род Голенищевых. Вероятно перед смертью Василий Андреевич, в знак признания и уважения митрополита, завещал Киприану одно из своих сёл, которое с конца XIV века, названное в память о прежнем владельце, несколько столетий служило духовным приютом для митрополитов. В том числе и для митрополита Ионы, видного политического деятеля своего времени

Правда, в 1474 году принявший митрополичий сан и вступивший в должность Геронтий обустраивает для себя новую резиденцию, землю для которой облюбовал ниже по течению реки Сетуни, ближе к Москве, поставив на ней церковь Иоанна Богослова и «снарядив» двор с теремами, погребами и ледниками. На месте же прежней резиденции позднее образовалась деревня Трехсвятская.

Однако, судя по писцовой книге, в 1627 году в Троицком-Голенищеве находит «прятие и утешение» партиарх Филорет, отец первого царя из династии Романовых. Скорее всего, село уже было вотчиной партиарха, в стоявшей здесь деревянной церкви Живоначальной Троицы с приделом Леонтия Ростовского, как отмечено в писцовой книге, все образа, свечи, книги, колокола на «колокольнице» были патриаршей собственностью. Кстати, в селе стоял и сам патриарший двор, где обитал приказчик, был двор конюха и шесть крестьянских дворов, «а в них 10 человек». Филоретом были сложены три печи для обжига кирпича и шесть сараев для их хранения. К селу «тянула» и деревня Градышева, близ пруда на Раменке, с 9 дворами, где числилось 9 крестьян.

Храм Троицы Живоначальной в Троицком-ГоленищевеСледующий всероссийский патриарх Иосиф продолжает обустраивать загородную резиденцию. При нем в 1644 году строится сохранившаяся и по сей день Троицкая церковь с приделами и каменный патриарший дворец.

По переписным книгам 1646 года в селе Троицком-Голенищево  сислилось 11 крестьянских дворов и 44 «новопривозных» крестьянских и бобыльских двора, которые были перевезены из домовых патриарших вотчин Костромского, Владимирского и Белозерского уездов. Кроме того, в селе жили «в подсобниках» кузнецы, своих домов не имевшие. Через тридцать лет, согласно новой переписи, в селе числилось уже «22 двора крестьянских, да поле морового поветрия призваны с воли и поселены в деловые работники белорусцы из разных польских городов 23 двора».

 На месте прежнего патриаршего дома при очередном патриархе Иокиме возводится патриарший дворец. В эти годы Троицкое-Голенищево нередко посещал царь Алексей Михайлович с сыном Федором, когда на лето выезжал в свой загородный дворец на Воробьевых горах. Однако, в годы царствования Петра I патриаршество было упразднено, у села не стало хозяина и оно постепенно начинает превращаться из великолепной патриаршей загородной резиденции в обычное селение.

По пере­писной книге 1704 г. «в селе Троиц­ком-Готнищево 231 крестьянин». В переписной книге 1721 г. Значилось «СелоТроицкое-Готенищево. Церковь каменная. В ней цер­ковный причт состоит из попа, дья­кона и пяти причетников (дьячок, пономарь, просвирник и др.). В се­те 157 крестьян. При селе дер. Каменная Плотина, в ней 17 человек, село Матвеевское — 50 чело­век, дер. Гладышево — 32 челове­ка. Всего в вотчине 258 крестьян».

В 1729 году император Петр II подарил село своему любимцу князю Ивану Алексеевичу Долгорукому. Однако, после неожиданной смерти Петра время Долгоруких кончилось, они потеряли все, что имели: имущество их было конфисковано, Троицкое-Голенищево опять перешло в казну и с того времени им управляло ведомство Коллегии экономии (1731 год).

По описи 1752 г. здесь был "дворец, а в нем палаты каменныя в один апартамент с крыльцом прихожим на четырех столбах, с шатровым верхом, палата скаетрная черная, палата посольская, где живал посольский старец, казенная палата. над вышеписанными палатами каменными деревянныя в два апартамента были кельи святейшего патриарха". Дворец окружали каменные стены с угловыми башнями. На южной стороне храма находился Патриарший сад. От церкви и поповского луга на 3 версты простирались пруды с рыбой.

Во время чумной эпидемии в 1771 г. в уже старом патриаршем дворце устроили карантин "для сумнительных людей, кои в одном покое с зараженными жили". В XVIII веке в село проникают фабрики: в середине века Синод отдает часть земли содержателю полотняной фабрики Василию Чурашеву, "доколе на той земле фабрика стоять будет". Судя по исповедным церковным ведомостям в 1800 г. у села находился кирпичный завод, называвшийся Усть-Сетуньским, и вокруг него Устьинская слободка. Однако большее развитие фабрики поучили в следующем веке: так в 1876 г. тут числятся суконноотделочное заведение Досужева и кирпичный завод Байдаковых.

По данным середины XIX века, село состояло все еше в ведомстве Государственных имуществ. После реформы 1861 года село быстро развивалось: по сведениям 1852 г. в нем насчитывалось 90 дворов с 340 жителями, в 1869 г. – 131 дом с 700 жителями. Ближе к Москве-реке, на высоком ее берегу, располагалась слобода Потылиха или, как ее иногда называли, Батылиха. В 1869 г. в ней насчитывалось 17 дворов с 73 жителями, и работали три фабрики - две платочные и одна суконная. К началу XX века Троицкое-Голенищево было самым крупным селением в ближнем Подмосковье.

Троицкое-Голенищево сегодня. Фото М. АрхиповаОб этом говорит перепись за 1926 год. Тогда в Троицком-Голенищеве проживало 1296 человек. В селе были сельсовет и школа. Из 328 хозяйств только 216 занимались сельским хозяйством. В 1927 г. с юго-восточной стороны села  стали строить кинопавильоны, ставшие основой крупнейшей в России киностудии "Мосфильм".

В конце 1940-х годов Троицкое-Голенищево вошло в состав Москвы, а с середины 1950-х годов стало районом массовой жилой застройки. На месте домов бывшего села сформировался жилой массив, а о селе Троицкое-Голенищево напоминает лишь храм Троицы, возвращенный в 1990 году Русской Православной церкви.

 
     
Компьютерный клуб ЦВР "Раменки"

 

Компьютерный клуб ЦВР "Раменки", Москва, 2008 г.

Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz